Тема: «Особенности суицидального поведения у детей и подростков»
Одна из острейших проблем современного общества — проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков. Суицид занимает 13–е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место. По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. К сожалению, за последние 2 года произошел рост количества законченных случаев суицида и суицидальных попыток и в Томской области.
❗️Как распознать суицидальное поведение у ребенка? Как предотвратить возможную трагедию?❗️
В среду, 18.01.2023 г, в 19:00 состоится лекция «Особенности суицидального поведения у детей и подростков».
Приглашаем обучающихся 7-11 классов к участию в социально-психологическом тестировании
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В период с 11.10 по 30.10.2022 г. с учащимися 7-11 классов МБОУ Академический лицей г. Томска им. Г.А. Псахье, на момент тестирования достигших возраста 13 лет и старше, будет проводиться социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ (далее – Тестирование).
Тестирование обучающихся проводится по Единой методике социально-психологического тестирования, разработанной ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» (далее – Методика). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.
Форма проведения тестирования: онлайн-режим в программном комплексе СПТ.
Методика является опросником и состоит из набора утверждений.
По завершению Тестирования, после обработки результатов, обучающиеся или родители (законные представители) могут обратиться за получением результатов теста.
Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.
Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЮ,
ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ В УКАЗАННОМ ВОПРОСЕ?!?
Единая методика основана на оценке вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых.
Фактор защиты – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.
Фактор риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение
Задача родителей, вовремя заметить, распознать и предотвратить включения ребенка в ситуации опасные для жизни!
Уважаемые родители, сделайте выбор в пользу своего ребенка.
Помните, проблему лучше предотвратить, чем справляться с ней!
Если у Вас остались вопросы по проведению Тестирования, Вы можете обратиться к школьному педагогу-психологу или социальному педагогу по телефону: корпус на Дизайнеров, 4, тел: педагог-психолог - 71-27-42, социальный педагог - 71-37-02. Корпус на Вавилова, 8, тел: 49-16-30 – педагог-психолог, социальный педагог.
Социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ (далее – Тестирование, СПТ) проводится в общеобразовательной организации согласно приказу Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях», Распоряжении Департамента общего образования Томской области от 30.08.2022 г. № 1373-р «Об организации и проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях Томской области в 2022-2023 учебном году».
Центр (лицейская служба) оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей и гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей "Диалог" На данное время нашими специалистами проведено 2350 консультаций.
На базе МБОУ Академического лицея им. Г.А. Псахье, начал работать Консультационный центр Региональной службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей и гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Проект реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Департамента общего образования Томской области в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Современная школа».
Целью деятельности Центра является повышение компетентности родителей в области воспитания детей.
Основные задачи Центра:
– создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания, в том числе, в вопросах раннего развития детей в возрасте до трех лет;
– удовлетворение потребности в самообразовании родителей, проживающих в отдаленных населенных пунктах;
– поддержка инициатив родительских сообществ, направленных на конструктивное вовлечение родителей в образовательный процесс;
– пропаганда позитивного и ответственного отцовства и материнства, значимости родительского просвещения, укрепления института семьи и духовно-нравственных традиций и семейных отношений.
Виды помощи: психолого-педагогическая, методическая и консультативная.
Получателями услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи являются:
родители (законные представители) детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет;
родители (законные представители) детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
родители (законные представители) детей с девиантным поведением;
граждане, желающие принять в семью детей, оставшихся без попечения родителей;
граждане, принявшие в семью детей, оставшихся без попечения родителей;
другие категории родителей.
Консультации оказываются по предварительной записи:
Адрес: 634055 ул. Вавилова, 8, тел. 8 (3822) 49-16-30; 634031ул. Дизайнеров, 4, тел. 8 (3822) 71-37-02, 71-26-79, 71-37-02 https://aclic.ru/parents/konscentr
Специалисты: педагог-психолог (71-37-02); педагог-психолог (71-26-79), социальный педагог (71-37-02), зам директора по ВР (49-16-30), социальный педагог, педагог-психолог
Вы можете получить бесплатную консультацию от квалифицированных специалистов:
Ответственные за реализацию проекта "Поддержка семей, имеющих детей":
Колдаева Наталья Валерьевна - ответственный за организацию работы Центра, руководитель психолого-логопедической службы Лицея;
Панферова Ольга Александровна, руководитель Центра, зам. директора по НМР.
Профилактика ПАВ
«Скулшутинг и Колумбайн»Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Несмотря на то, что в России об этом явлении заговорили совсем недавно, за рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе погибли 44 человека, 56 получили тяжелые травмы. С тех пор можно проследить четкую тенденцию: случаи стрельбы в школе получают свое распространение на территории всего мира.Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошел в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников. После этого СМИ стали всё чаще писать о стрельбе в школах, а в 2018 году случилось аж два инцидента за одну неделю. Сначала в Перми двое подростков ранили холодным оружием 15 человек в школе, затем в Улан-Удэ вооруженный топором школьник нанес травмы учительнице и нескольким ученикам, а также поджег классную комнату. После таких вопиющих случаев в прессе появилось новое определение – «субкультура Колумбайн». Колумбайн – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. Этот случай получил широкий общественный резонанс, а трагические события легли в основу сценария нескольких художественных фильмов – «Класс», «Слон», «Боулинг для Колумбины» и др. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.Синдром Вертера – научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющее, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных. Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» так быстро набрала обороты и получила немалое количество последователей. Причины, по которым дети совершают скулшутингТак что же происходит с детьми, почему они берут в руки оружие и идут расстреливать одноклассников? Общество навешивает ярлыки и обвиняет во всем Интернет, социальные сети, компьютерные игры, боевики и множество чего еще, забывая о главном. Для того, чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находиться в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним можно отнести конфликтную обстановку внутри семьи, нарушенную коммуникацию в школе со сверстниками или педагогами, длительное социальное неблагополучие и т. д. Внутренние факторы – это затяжное депрессивное состояние, ведомость, незрелость, внушаемость и т.д. При совокупности перечисленных выше факторов СМИ, видеоигры, социальные сети могут явиться триггером, своеобразным спусковым крючком в совершении какого-либо страшного поступка. Не стоит забывать о том, что на каждого совершившего правонарушение подростка оказывал влияние целый ряд факторов, и не все они возникли сиюминутно. В большинстве случаев многие факторы оказывали свое влияние пролонгированно, то есть воздействовали на психику ребенка и его поведение на протяжении длительного периода, возможно, и всей жизни.
На что родителям следует обратить внимание
Внутрисемейные отношения
Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Стоит заметить, что в России нападения чаще совершаются с использованием холодного оружия. Это объясняется тем, что в нашей стране огнестрельное оружие не легализовано – нож подростку достать проще, чем пистолет.
Проявление подростком агрессии
Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает пассивной и внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.
Специфика отношений со сверстниками
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Задача родителей – помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.
Психологические травмы
Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности. Травля может быть прямой – когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней, мы с тобой не друзья»).
Психическое здоровье
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.Самое важное – контакт со своим ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть подростка на такой страшный шаг, как стрельба в школе.Будьте внимательны к детям, помогите им правильно определять, что для них хорошо, а что плохо!