МБОУ Академический лицей
им. Г.А. Псахье
МБОУ Академический лицей
им. Г.А. Псахье
ул. Вавилова, д.8 | ул. Дизайнеров, д.4
(3822) 49-21-01 | (3822) 71-26-86

Доступная среда

Обучение детей с расстройством аутистического спектра


     В 2017 – 2018 учебном году на базе МБОУ Академического лицея им. Г.А. Псахье в корпусе на ул. Дизайнеров, 4 было открыто 2 класса (16 человек) для обучающихся с РАС по модели «Автономный класс».     
  Отбор детей в классы производился по рекомендации городской ПМПК в соответствии с требованиями ФГОС НОО и СанПиН.

  Обучение ведется по нескольким программам: «Школа России» и программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений под ред. доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
     Дети обучаются по АООП НОО по вариантам 8.2 (рассчитана на 5 лет обучения) и 8.3 (рассчитана на 6 лет обучения), которые включают в себя как учебную, так и внеурочную деятельности. Для обучающихся проводятся как групповые, так и индивидуальные коррекционные занятия, разработанные под каждого ребенка в соответствии с ИОМ, в которые входят обязательные занятия с педагогом-психологом с целью развития эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков, учителем-логопедом с целью развития всех сторон речи. Дети участвуют в совместных мероприятиях, которые проводятся для обучающихся лицея: игры, соревнования, конкурсы, конференции и др.         
     Профессиональный коллектив лицея ставит перед собой цель: создание условий для постепенного и последовательного освоения обучающихся с РАС учебного материала в усложняющейся и динамично развивающейся образовательной среде. Педагогический коллектив лицея на пути создания целостной системы специальных образовательных условий: начиная с общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно - специфических и индивидуально - ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. В лицее созданы все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
     Внедряемая нами модель обучения (Автономный класс для обучающихся с РАС) предполагает для детей постепенное расширение интегративного образовательного пространства. Если на первых этапах предполагается только социальная интеграция (дети ходят в столовую, посещают общелицейские мероприятия, раздеваются в общей раздевалке и др.), то на последующих этапах обучающиеся с РАС в сопровождении тьютора посещают отдельные уроки в общеобразовательных классах. После обучения в автономном классе обучающийся может быть переведен в общеобразовательный класс и обучаться в режиме полной инклюзии.

Условия реализации инклюзивного образовательного пространства в лицее

Кадровое обеспечение:

• 2 учителя-дефектолога;
• педагог-психолог;
• учитель-логопед;
• 2 тьютора;
• 2 воспитателя;
• учитель физического воспитания;
• координатор.
Все работники имеют специальную профессионально - педагогическую подготовку для работы с обучающимися РАС в условиях инклюзивной практики, с выстроенной в систему повышением квалификации по данному направлению.
Материально-техническая база:
1. Общелицейское пространство.
2. Многофункциональное пространство:
  • комната для отдыха детей;
  • раздевалка;
  • выделенное пространство для родителей, ожидающих ребенка;
  • игровая комната;
  • спортивный зал;
  • кабинеты психолога и логопеда.  

Учебное пространство класса:

  • учебная зона;
  • зона отдыха;
  • стенды для съемного дидактического материала;
  • индивидуальные парты с закруглёнными углами.

Специальное оборудование:

  • оборудование для комнаты отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки, звуков природы и пр.);
  • оборудование для сенсорной интеграции (тактильное оборудование, фибероптические светоэффекты);
  • Интерактивное оборудование (песочница iSandBOX);
  • ширмы;
  • мягкие маты и модули;
  • наборы игр для театрализации;
  • правила поведения в школе, классе, визуальное расписание с распорядком дня и сменой видов деятельности, визуальный календарь погоды; схемы, диаграммы и пр.

Оснащение кабинетов для детей с РАС

Время Чудес или сказочные приключения с песочницей iSandBOX

В нашем доме появился замечательный сосед, точнее соседка.))) И зовут её интерактивная песочница iSandBOX.
Жизнь наших детей подвержена многочисленным ограничениям. И именно мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. С одной стороны так и должно быть. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть собой, быть творческим, фантазировать, мечтать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!
Где же ребенку найти пространство, которое позволит выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен.
В своей работе мы используем не просто песочницу, это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии.
Интерактивная песочница — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.
Вообразите, как под руками ребенка моря наполняются водой, равнины порастают свежей зеленью, горные вершины покрываются снежными шапками.
Современные интерактивные технологии позволяют маленькому исследователю почувствовать себя настоящим архитектором планеты, превращают игру в знакомство с большим и разнообразным миром!
Исследования показали, что работа с интерактивной песочницей оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние.
Данную методику используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям и взрослым в индивидуальной и групповой работе.
Работа с интерактивной песочницей развивает:
  • Воображение
  • Мелкую моторику
  • Сенсорное восприятие
  • Память и речь
  • Координацию движений и реакцию
  • Смекалку и логическое мышление

Интерактивные песочницы используют на уроках географии, истории, астрономии, природоведения и других.
Ученики своими руками создают ландшафты, на которых происходили исторические события или природные явления, в полной мере погружаясь в процесс изучения материала.
Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Несомненно, достоинством нашей ЧУДО-песочницы является универсальность её использования, интерес и доступность как взрослому, так и ребёнку.




Раздел «Начальное образование»




Администрация г.Томска


Нацпроекты


Большая перемена


Сотрудничество с вузами


Уроки по вопросам защиты
персональных данных



Министерство просвещения
Российской Федерации



Региональный центр развития образования


Единое окно доступа
к образовательным ресурсам



Федеральный портал
"Российское образование"



Единая коллекция ЦОР


Федеральный центр
образовательных ресурсов



Пенсионный фонд России
Материнский капитал



Телефон доверия

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!