МБОУ Академический лицей
им. Г.А. Псахье
МБОУ Академический лицей
им. Г.А. Псахье
ул. Вавилова, д.8 | ул. Дизайнеров, д.4
(3822) 49-21-01 | (3822) 71-26-86

Доступная среда

Обучение детей с расстройством аутистического спектра


Как все начиналось?


  С 2017 года в Академическом лицее функционирует 3 Автономных класса для детей с расстройствами аутистического спектра, в которых обучаются 23 ребенка.

  На протяжении первых двух лет команда педагогов плавно готовит ребят к инклюзии, подстраивая образовательную деятельность под индивидуальные особенности каждого ребенка.

  На первом этаже лицея выделен отдельный блок, где размещены 3 класса для особенных детей, кабинеты узких специалистов, оборудованные в соответствии со спецификой работы, а так же специализированные зоны для активностей и релаксации.

Дети в лицее находятся с 8 утра до 2 х часов дня, после чего в сопровождении родителей посещают секции дополнительного образования.

  В каждом классе используется зонирование пространства, выделены учебная, игровая и зона релаксации. Каждый ребенок обеспечен комплектом необходимых учебников и дидактических материалов.

Обязательным условием для обучения детей с расстройствами аутестического спектра является присутствие на уроке и в повседневной жизни тьютора.

  Тьютор в жизни ребенка является неким «мостиком» по выстраиванию взаимодействия между ребенком и учителем, ребенком и одноклассником, ребенком и родителем.

 В автономном классе также постоянно работают учитель-логопед и педагог-психолог. Занятия проходят в отдельных кабинетах, которые представляют собой уникальное пространство.

 В кабинете психолога установлена интерактивная песочница, релаксационный дождь, массажные коврики, сенсорные панели,  проектор со светоэффектами.

  В кабинете учителя-логопеда находится интерактивная панель, специализированная  массажная кушетка, логопедическое оборудование, кукольный театр, разнообразные развивающие пособия и игры.

   Стоит отметить и уроки физкультуры на которых используются подвижные игры разной направленности для формирования вербальной и невербальной коммуникации.

Уроки физкультуры проводятся в специально оборудованном спортивном зале, в котором созданы условия для развития двигательной активности детей  с расстройствами аутистического спектра. Здесь есть специальные тренажеры, мягкие модули, визуальная разметка, помогающая ориентироваться в пространстве.

 Вся работа педагогического коллектива направлена на адаптацию детей с РАС к социуму и их вовлечение в совместную деятельность с окружающими людьми. Уже ставшие традиционными инклюзивные переменки помогают особенным детям чувствовать себя комфортно в кругу сверстников

  Для формирования положительного опыта социального взаимодействия  и совершенствования коммуникативных навыков дети не только посещают библиотечные уроки, концерты и театральные постановки, но и активно участвуют во всех общелицейских мероприятиях и в выездных мероприятиях.

 Находкой для работы с детьми с РАС стало оборудование игровой комнаты формате сенсорно-динамического зала «Дом Совы» - комплексом для сенсорно-динамических занятий по методам сенсорной и сенсомоторной интеграции. На данный момент это одно из любимых мест детей, поэтому она активно используется в течении дня.

 В «Доме Совы» дети могут разгрузиться от накопленных переживаний. Благодаря сенсорному оборудованию у них создается положительный эмоциональный настрой.

  Значимым является тот факт, что все пространства Академического лицея открыты для обучающихся с РАС: библиотека, кабинет робототехники, актовый зал, спортивный зал.

 На прилегающей к лицею территории расположены различные спортивно –игровые площадки, которые предназначены для прогулок и проведения уроков физкультуры.

 Стараниями педагогического коллектива в лицее создана благоприятная творческая атмосфера, которая способствует развитию и раскрытию природных талантов детей с РАС. Дети принимают участие в различных творческих конкурсах и выставках: рисуют, поют, читают стихи, занимаются театральной деятельностью. Примером может служить первая персональная выставка рисунков  талантливой ученицы  «Автономного класса», организованная в холле первого этажа  лицея.

  Отбор детей в классы производился по рекомендации городской ПМПК в соответствии с требованиями ФГОС НОО и СанПиН.

      Дети обучаются по АООП НОО по вариантам 8.2 (рассчитана на 5 лет обучения) и 8.3 (рассчитана на 6 лет обучения), которые включают в себя как учебную, так и внеурочную деятельности. Для обучающихся проводятся как групповые, так и индивидуальные коррекционные занятия, разработанные под каждого ребенка в соответствии с ИОМ, в которые входят обязательные занятия с педагогом-психологом с целью развития эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков, учителем-логопедом с целью развития всех сторон речи. Дети участвуют в совместных мероприятиях, которые проводятся для обучающихся лицея: игры, соревнования, конкурсы, конференции и др.         
     Профессиональный коллектив лицея ставит перед собой цель: создание условий для постепенного и последовательного освоения обучающихся с РАС учебного материала в усложняющейся и динамично развивающейся образовательной среде. Педагогический коллектив лицея на пути создания целостной системы специальных образовательных условий: начиная с общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно - специфических и индивидуально - ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. В лицее созданы все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
     Внедряемая нами модель обучения (Автономный класс для обучающихся с РАС) предполагает для детей постепенное расширение интегративного образовательного пространства. Если на первых этапах предполагается только социальная интеграция (дети ходят в столовую, посещают общелицейские мероприятия, раздеваются в общей раздевалке и др.), то на последующих этапах обучающиеся с РАС в сопровождении тьютора посещают отдельные уроки в общеобразовательных классах.  После обучения в автономном классе обучающийся может быть переведен в общеобразовательный класс и обучаться в режиме полной инклюзии.

 В 2022- 2023 учебном году 4 выпускника автономного класса перешли в 5 класс лицея они будут обучаться в сопровождении тьютора в инклюзивном классе, 4 ребенка перешли в другие образовательные учреждения в соответствии с рекомендованными ПМПК АООП.

Продолжает работу стажировочная площадка «Апробация эффективных механизмов реализации адаптированной программы для детей с расстройством аутистического спектра в соответствии с ФГОС». запланированы семинары и мероприятия по распространению опыта работы с детьми с РАС по средствам автономного класса.

 Ежегодно в декабре  стартует Региональный дистанционный литературный конкурс «Новогоднее вдохновение» среди детей с ОВЗ (РАС), проводимый нашим лицеем.

Условия реализации инклюзивного образовательного пространства в лицее

Кадровое обеспечение:

  • 3 учителя начальных классов для детей с РАС;
  • 4 тьютора;
  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • учитель-дефектолог
  • учитель физического воспитания;
  • координатор.
Все работники имеют специальную профессионально - педагогическую подготовку для работы с обучающимися РАС в условиях инклюзивной практики, с выстроенной в систему повышением квалификации по данному направлению.

Материально-техническая база:
1. Общелицейское пространство.
2. Многофункциональное пространство:

  • игровая комната;
  • спортивный зал;
  • кабинеты психолога и логопеда.  

Учебное пространство класса:

  • учебная зона;
  • зона отдыха;
  • стенды для съемного дидактического материала;
  • индивидуальные парты с закруглёнными углами.

Специальное оборудование:

  • оборудование для комнаты отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки, звуков природы и пр.);
  • оборудование для сенсорной интеграции (тактильное оборудование, фибероптические светоэффекты);
  • Интерактивное оборудование (песочница iSandBOX);
  • ширмы;
  • мягкие маты и модули;
  • наборы игр для театрализации;
  • правила поведения в школе, классе, визуальное расписание с распорядком дня и сменой видов деятельности, визуальный календарь погоды; схемы, диаграммы и пр.
  • Комната сенсорной разгрузки с комплексом.

Оснащение кабинетов для детей с РАС

Время Чудес или сказочные приключения с песочницей iSandBOX

В нашем доме появился замечательный сосед, точнее соседка.))) И зовут её интерактивная песочница iSandBOX.
Жизнь наших детей подвержена многочисленным ограничениям. И именно мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. С одной стороны так и должно быть. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть собой, быть творческим, фантазировать, мечтать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!
Где же ребенку найти пространство, которое позволит выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен.
В своей работе мы используем не просто песочницу, это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии.
Интерактивная песочница — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.
Вообразите, как под руками ребенка моря наполняются водой, равнины порастают свежей зеленью, горные вершины покрываются снежными шапками.
Современные интерактивные технологии позволяют маленькому исследователю почувствовать себя настоящим архитектором планеты, превращают игру в знакомство с большим и разнообразным миром!
Исследования показали, что работа с интерактивной песочницей оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние.
Данную методику используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям и взрослым в индивидуальной и групповой работе.
Работа с интерактивной песочницей развивает:
  • Воображение
  • Мелкую моторику
  • Сенсорное восприятие
  • Память и речь
  • Координацию движений и реакцию
  • Смекалку и логическое мышление

Интерактивные песочницы используют на уроках географии, истории, астрономии, природоведения и других.
Ученики своими руками создают ландшафты, на которых происходили исторические события или природные явления, в полной мере погружаясь в процесс изучения материала.
Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Несомненно, достоинством нашей ЧУДО-песочницы является универсальность её использования, интерес и доступность как взрослому, так и ребёнку.

Комната сенсорно –динамической разгрузки – это уникальное пространство, где ребенок познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения, возможности тела. Занимаясь ребёнок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но так же и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Разнообразные способы использования комнаты сенсорно-динамической разгрузки создают многочисленные задачи, которые ребёнок решает за счет своей двигательной активности.


Раздел «Начальное образование»




Обращение Президента Российской Федерации


ОБЪЯСНЯЕМ.РФ


Гуманитарная помощь


Администрация г.Томска


Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации



Нацпроекты


Большая перемена!


Сотрудничество с вузами


Министерство просвещения
Российской Федерации



Региональный центр развития образования


ЦИФРОВЫЕ ПРОФЕССИИ!


Единое окно доступа
к образовательным ресурсам



Федеральный портал
"Российское образование"



Единая коллекция ЦОР


Федеральный центр
образовательных ресурсов



Пенсионный фонд России
Материнский капитал



Телефон доверия

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!