МБОУ Академический лицей
им. Г.А. Псахье
МБОУ Академический лицей
им. Г.А. Псахье
ул. Вавилова, д.8
(3822) 49-21-01
ул. Дизайнеров, д.4
(3822) 71-26-86

Доступная среда

Обучение детей с расстройством аутистического спектра


     В 2017 – 2018 учебном году на базе МБОУ Академического лицея им. Г.А. Псахье в корпусе на ул. Дизайнеров, 4 было открыто 2 класса (16 человек) для обучающихся с РАС по модели «Автономный класс».     
  Отбор детей в классы производился по рекомендации городской ПМПК в соответствии с требованиями ФГОС НОО и СанПиН.

  Обучение ведется по нескольким программам: «Школа России» и программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений под ред. доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
     Дети обучаются по АООП НОО по вариантам 8.2 (рассчитана на 5 лет обучения) и 8.3 (рассчитана на 6 лет обучения), которые включают в себя как учебную, так и внеурочную деятельности. Для обучающихся проводятся как групповые, так и индивидуальные коррекционные занятия, разработанные под каждого ребенка в соответствии с ИОМ, в которые входят обязательные занятия с педагогом-психологом с целью развития эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков, учителем-логопедом с целью развития всех сторон речи. Дети участвуют в совместных мероприятиях, которые проводятся для обучающихся лицея: игры, соревнования, конкурсы, конференции и др.         
     Профессиональный коллектив лицея ставит перед собой цель: создание условий для постепенного и последовательного освоения обучающихся с РАС учебного материала в усложняющейся и динамично развивающейся образовательной среде. Педагогический коллектив лицея на пути создания целостной системы специальных образовательных условий: начиная с общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно - специфических и индивидуально - ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. В лицее созданы все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
     Внедряемая нами модель обучения (Автономный класс для обучающихся с РАС) предполагает для детей постепенное расширение интегративного образовательного пространства. Если на первых этапах предполагается только социальная интеграция (дети ходят в столовую, посещают общелицейские мероприятия, раздеваются в общей раздевалке и др.), то на последующих этапах обучающиеся с РАС в сопровождении тьютора посещают отдельные уроки в общеобразовательных классах. После обучения в автономном классе обучающийся может быть переведен в общеобразовательный класс и обучаться в режиме полной инклюзии.

Условия реализации инклюзивного образовательного пространства в лицее

Кадровое обеспечение:

• 2 учителя-дефектолога;
• педагог-психолог;
• учитель-логопед;
• 2 тьютора;
• 2 воспитателя;
• учитель физического воспитания;
• координатор.
Все работники имеют специальную профессионально - педагогическую подготовку для работы с обучающимися РАС в условиях инклюзивной практики, с выстроенной в систему повышением квалификации по данному направлению.
Материально-техническая база:
1. Общелицейское пространство.
2. Многофункциональное пространство:
  • комната для отдыха детей;
  • раздевалка;
  • выделенное пространство для родителей, ожидающих ребенка;
  • игровая комната;
  • спортивный зал;
  • кабинеты психолога и логопеда.  

Учебное пространство класса:

  • учебная зона;
  • зона отдыха;
  • стенды для съемного дидактического материала;
  • индивидуальные парты с закруглёнными углами.

Специальное оборудование:

  • оборудование для комнаты отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки, звуков природы и пр.);
  • оборудование для сенсорной интеграции (тактильное оборудование, фибероптические светоэффекты);
  • Интерактивное оборудование (песочница iSandBOX);
  • ширмы;
  • мягкие маты и модули;
  • наборы игр для театрализации;
  • правила поведения в школе, классе, визуальное расписание с распорядком дня и сменой видов деятельности, визуальный календарь погоды; схемы, диаграммы и пр.

Оснащение кабинетов для детей с РАС

Время Чудес или сказочные приключения с песочницей iSandBOX

В нашем доме появился замечательный сосед, точнее соседка.))) И зовут её интерактивная песочница iSandBOX.
Жизнь наших детей подвержена многочисленным ограничениям. И именно мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. С одной стороны так и должно быть. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть собой, быть творческим, фантазировать, мечтать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!
Где же ребенку найти пространство, которое позволит выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница. Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен.
В своей работе мы используем не просто песочницу, это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии.
Интерактивная песочница — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами.
Вообразите, как под руками ребенка моря наполняются водой, равнины порастают свежей зеленью, горные вершины покрываются снежными шапками.
Современные интерактивные технологии позволяют маленькому исследователю почувствовать себя настоящим архитектором планеты, превращают игру в знакомство с большим и разнообразным миром!
Исследования показали, что работа с интерактивной песочницей оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние.
Данную методику используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям и взрослым в индивидуальной и групповой работе.
Работа с интерактивной песочницей развивает:
  • Воображение
  • Мелкую моторику
  • Сенсорное восприятие
  • Память и речь
  • Координацию движений и реакцию
  • Смекалку и логическое мышление

Интерактивные песочницы используют на уроках географии, истории, астрономии, природоведения и других.
Ученики своими руками создают ландшафты, на которых происходили исторические события или природные явления, в полной мере погружаясь в процесс изучения материала.
Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Несомненно, достоинством нашей ЧУДО-песочницы является универсальность её использования, интерес и доступность как взрослому, так и ребёнку.




Раздел «Начальное образование»




Администрация г.Томска


Год памяти и славы


Нацпроекты


Сотрудничество с вузами


Уроки по вопросам защиты
персональных данных



Министерство просвещения
Российской Федерации



Региональный центр развития образования


Единое окно доступа
к образовательным ресурсам



Федеральный портал
"Российское образование"



Единая коллекция ЦОР


Федеральный центр
образовательных ресурсов



Пенсионный фонд России
Материнский капитал



Телефон доверия