С 2017 года в Академическом лицее функционирует 3 Автономных класса для детей с расстройствами аутистического спектра, в которых обучаются 23 ребенка.
На протяжении первых двух лет команда педагогов плавно готовит ребят к инклюзии, подстраивая образовательную деятельность под индивидуальные особенности каждого ребенка.
На первом этаже лицея выделен отдельный блок, где размещены 3 класса для особенных детей, кабинеты узких специалистов, оборудованные в соответствии со спецификой работы, а так же специализированные зоны для активностей и релаксации.
Дети в лицее находятся с 8 утра до 2 х часов дня, после чего в сопровождении родителей посещают секции дополнительного образования.
В каждом классе используется зонирование пространства, выделены учебная, игровая и зона релаксации. Каждый ребенок обеспечен комплектом необходимых учебников и дидактических материалов.
Обязательным условием для обучения детей с расстройствами аутестического спектра является присутствие на уроке и в повседневной жизни тьютора.
Тьютор в жизни ребенка является неким «мостиком» по выстраиванию взаимодействия между ребенком и учителем, ребенком и одноклассником, ребенком и родителем.
В автономном классе также постоянно работают учитель-логопед и педагог-психолог. Занятия проходят в отдельных кабинетах, которые представляют собой уникальное пространство.
В кабинете психолога установлена интерактивная песочница, релаксационный дождь, массажные коврики, сенсорные панели, проектор со светоэффектами.
В кабинете учителя-логопеда находится интерактивная панель, специализированная массажная кушетка, логопедическое оборудование, кукольный театр, разнообразные развивающие пособия и игры.
Стоит отметить и уроки физкультуры на которых используются подвижные игры разной направленности для формирования вербальной и невербальной коммуникации.
Уроки физкультуры проводятся в специально оборудованном спортивном зале, в котором созданы условия для развития двигательной активности детей с расстройствами аутистического спектра. Здесь есть специальные тренажеры, мягкие модули, визуальная разметка, помогающая ориентироваться в пространстве.
Вся работа педагогического коллектива направлена на адаптацию детей с РАС к социуму и их вовлечение в совместную деятельность с окружающими людьми. Уже ставшие традиционными инклюзивные переменки помогают особенным детям чувствовать себя комфортно в кругу сверстников
Для формирования положительного опыта социального взаимодействия и совершенствования коммуникативных навыков дети не только посещают библиотечные уроки, концерты и театральные постановки, но и активно участвуют во всех общелицейских мероприятиях и в выездных мероприятиях.
Находкой для работы с детьми с РАС стало оборудование игровой комнаты формате сенсорно-динамического зала «Дом Совы» - комплексом для сенсорно-динамических занятий по методам сенсорной и сенсомоторной интеграции. На данный момент это одно из любимых мест детей, поэтому она активно используется в течении дня.
В «Доме Совы» дети могут разгрузиться от накопленных переживаний. Благодаря сенсорному оборудованию у них создается положительный эмоциональный настрой.
Значимым является тот факт, что все пространства Академического лицея открыты для обучающихся с РАС: библиотека, кабинет робототехники, актовый зал, спортивный зал.
На прилегающей к лицею территории расположены различные спортивно –игровые площадки, которые предназначены для прогулок и проведения уроков физкультуры.
Стараниями педагогического коллектива в лицее создана благоприятная творческая атмосфера, которая способствует развитию и раскрытию природных талантов детей с РАС. Дети принимают участие в различных творческих конкурсах и выставках: рисуют, поют, читают стихи, занимаются театральной деятельностью. Примером может служить первая персональная выставка рисунков талантливой ученицы «Автономного класса», организованная в холле первого этажа лицея.
Отбор детей в классы производился по рекомендации городской ПМПК в соответствии с требованиями ФГОС НОО и СанПиН.
Дети обучаются по АООП НОО по вариантам 8.2 (рассчитана на 5 лет обучения) и 8.3 (рассчитана на 6 лет обучения), которые включают в себя как учебную, так и внеурочную деятельности. Для обучающихся проводятся как групповые, так и индивидуальные коррекционные занятия, разработанные под каждого ребенка в соответствии с ИОМ, в которые входят обязательные занятия с педагогом-психологом с целью развития эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков, учителем-логопедом с целью развития всех сторон речи. Дети участвуют в совместных мероприятиях, которые проводятся для обучающихся лицея: игры, соревнования, конкурсы, конференции и др.
Профессиональный коллектив лицея ставит перед собой цель: создание условий для постепенного и последовательного освоения обучающихся с РАС учебного материала в усложняющейся и динамично развивающейся образовательной среде. Педагогический коллектив лицея на пути создания целостной системы специальных образовательных условий: начиная с общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно - специфических и индивидуально - ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. В лицее созданы все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Внедряемая нами модель обучения (Автономный класс для обучающихся с РАС) предполагает для детей постепенное расширение интегративного образовательного пространства. Если на первых этапах предполагается только социальная интеграция (дети ходят в столовую, посещают общелицейские мероприятия, раздеваются в общей раздевалке и др.), то на последующих этапах обучающиеся с РАС в сопровождении тьютора посещают отдельные уроки в общеобразовательных классах. После обучения в автономном классе обучающийся может быть переведен в общеобразовательный класс и обучаться в режиме полной инклюзии.
В 2022- 2023 учебном году 4 выпускника автономного класса перешли в 5 класс лицея они будут обучаться в сопровождении тьютора в инклюзивном классе, 4 ребенка перешли в другие образовательные учреждения в соответствии с рекомендованными ПМПК АООП.
Продолжает работу стажировочная площадка «Апробация эффективных механизмов реализации адаптированной программы для детей с расстройством аутистического спектра в соответствии с ФГОС». запланированы семинары и мероприятия по распространению опыта работы с детьми с РАС по средствам автономного класса.
Ежегодно в декабре стартует Региональный дистанционный литературный конкурс «Новогоднее вдохновение» среди детей с ОВЗ (РАС), проводимый нашим лицеем.
Учебное пространство класса:
Специальное оборудование:
Оснащение кабинетов для детей с РАС |
Интерактивные песочницы используют на уроках географии, истории, астрономии, природоведения и других.
Ученики своими руками создают ландшафты, на которых происходили исторические события или природные явления, в полной мере погружаясь в процесс изучения материала.
Интерактивная песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Несомненно, достоинством нашей ЧУДО-песочницы является универсальность её использования, интерес и доступность как взрослому, так и ребёнку.