МБОУ Академический лицей
им. Г.А. Псахье
МБОУ Академический лицей
им. Г.А. Псахье
ул. Вавилова, д.8
(3822) 49-21-01
ул. Дизайнеров, д.4
(3822) 71-26-86

Концепция воспитания

Концепция воспитания в МБОУ Академическом лицее г. Томска, им. Г.А. Псахье через универсальный язык мировой цивилизации: наследственный этический код – альтруизм

Ключевые понятия альтруизма:
В концепции воспитания важнейшее место должно быть отведено воспитанию человечности. Особенно точно выразил эту мысль Д.И. Фемдштейн: “Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность”…. Не просто Человеком (что само по себе бесконечно важно), воспитать каждого будущего гражданина страны активным борцом за человечность – стратегическая цель воспитания россиянина. Подобный подход к воспитанию предполагает целенаправленное формирование альтруизма и нравственности – важнейших составляющих человечности, и в целом гуманизма.

Исходя из цели, определяем задачи воспитания:
  1. Формирование нравственной компетентности
  2. Формирование научно-познавательной компетентности
  3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (человек, доброта, семья, труд, знания, культура, отечество, здоровье)
Само понятие “альтруизм” было введено О.Контом, рассматривавшим “жизнь для других” как программу построения совершенного человеческого общества, видевшим смысл человеческой жизни в том, чтобы “служить человечеству, улучшая самих себя”. Однако в качестве нравственного принципа альтруизм существовал и осознавался намного раньше. Еще Сократ утверждал, что “ не брать, а отдавать, – суть нравственного закона, уравновешивающего эгостическую волю каждого человека. И чем духовней и душевней человек, тем сильнее в нем желание отдавать и служить людям”. В отечественной философской и психологической науке альтруизму уделялось особое место. Альтруизм (фр. Altruism от лат. Alter- другой) – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Так А.Б. Лазурский на высшем уровне своей классификации личностей – уровне “героев и идеалов” – ставит тип альтруистов на первое место и с глубочайшим уважением анализирует конкретные примеры подобных личностей. Врач – естествоиспытатель А.И. Яроцкий считал альтруистическое самопожертвование “ярким душевным переживанием”, красота которого затмевает все остальное”, и полагал альтруизм естественным, полученным от животных предков человека, свойством. Среди современных отечественных исследований по проблеме происхождения альтруизма особый интерес представляет статья В.П. Эфроимсона “Родословная альтруизма”, автор доказывает существование генетического механизма наследования альтруизма у человечества. Поэтому именно сегодня особенно ярко встает вопрос о создании психолого-педагогических средств последовательного нравственного, в том числе альтруистического, воспитания подрастающего поколения. Наметившаяся тенденция гуманизации образования открывает возможности для развертывания в масштабах страны большой и планомерной работы по созданию и внедрению таких средств и способов воспитания.


Комплексная воспитательная программа для обучающихся I – XI классов

Концепция воспитания МБОУ Академического лицея г.Томска


Программы воспитания 2013 год



Воспитательная программа "Я и моя семья" (социально-нравственное направление)

Целевая досуговая программа "Мир моих интересов"

Нравственно-альтруистическая программа
«Добрые дети – добрые дела»

Целевая программа гражданско-патриотического воспитания
«Я и Мир»

Профилактическая программа "Школа здоровья"

Программы воспитания 2008 год


Культурно-эстетическая целевая воспитательная программа «От прекрасного к доброму»

Нравственно-альструистическая воспитательная программа «Я среди людей»

Профилактическая программа здорового образа жизни в Академическом лицее “ЖЕРТВУЯ СОБОЙ”

Целевая комплексная программа «Я и мир»



Раздел «Воспитание»




Администрация г.Томска


Сотрудничество с вузами


Уроки по вопросам защиты
персональных данных



Министерство просвещения
Российской Федерации



Единое окно доступа
к образовательным ресурсам



Федеральный портал
"Российское образование"



Единая коллекция ЦОР


Федеральный центр
образовательных ресурсов



Пенсионный фонд России
Материнский капитал